"В этом году дирекция форума решила учредить новую премию. Получать ее будут не звезды, а простые работники сферы культуры. Поэтому мы дали премии имя первого наркома просвещения Анатолия Луначарского", — заявил министр культуры РФ Владимир Мединский со сцены Михайловского театра.
В зале кто-то нервно засмеялся, но сразу умолк. На сцену вынесли бюст Луначарского. Началось награждение лучших музейщиков, библиотекарей, учителей музыкальных школ. Почему-то при этом подчеркивалось, что они – "представители нетворческих профессий". Потом бюст унесли, и церемония закрытия IV Международного культурного форума подошла к концу. Она вышла немного неловкой, как и все событие в целом.
Тремя днями ранее форум сразу задал нужный тон – пытавшиеся зарегистрироваться гости упирались в длинную очередь. Из-за технических накладок для получения входного билета им приходилось отстоять на улице не один час. Гости Петербурга, наверное, основательно прониклись местной погодой. А организаторы немного пожалели, что в этот раз на форум приехало рекордное количество человек – около 10 тысяч. Зато в очереди можно было поразмыслить, что из списка событий лучше посетить.
В этом году было заявлено аж 308 мероприятий на 82 площадках. Но, если убрать отсюда концерты, выставки и презентации, то окажется не так много событий "общечеловеческой" направленности. Несмотря на то, что количество тематических секций по сравнению с прошлым годом сократилось с 16 до 12, мероприятия стали совсем узкоспециальными. Конференция "Роль личности народного певца в сохранении национального своеобразия в контексте культур народов мира", дискуссия об интеграционном потенциале балетного искусства и так далее. Человек, так глубоко не погруженный в тему, с тем же успехом мог зайти на конгресс кардиологов.
Разумеется, форум создан как раз для того, чтобы профессионалы могли обсудить актуальные проблемы. Перед закрытием участники отмечали, как все это необходимо для специалистов. Хочется верить, что в рамках своих секций они действительно чего-то достигли. Но оценить это сложно. Перед началом форума руководители секций давали пресс-конференцию, где анонсировали темы дискуссий и круглых столов и вопросы, которые намерены обсудить. На заключительном заседании они же подвели итог, который заключался в одном слове – "обсудили".
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский дежурно сказал про необходимость защиты культурных ценностей (все-таки форум был посвящен 70-летию ЮНЕСКО), ректор СПбГУ – про роль культурной среды в вузах, худрук БДТ Андрей Могучий – про то, что театр был и остается важнейшим культурным институтом. Звучали фразы "консолидация усилий", "единая цепь преемственности", "сохранение наследия". "Все признавались в любви к современному искусству!" — рассказывал о работе своей секции ректор Государственного института им. Репина Семен Михайловский. "Нам в очередной раз удалось доказать, что…" — начал доклад другой секционный куратор. Тишь да гладь.
Таким образом, все вертелось вокруг глобального тезиса о варварстве, стремящемся разрушить культуру. Но конкретных проблем и идей в плане российской повестки озвучено почти не было. Разве что худрук Цирка на Фонтанке Вячеслав Полунин заявил о разработанной программе по возрождению жанра клоунады. А хореограф Борис Эйфман пожаловался на катастрофическую нехватку кадров в отрасли, а также посетовал на то, что по телевизору больше не показывают балет в прайм-тайм. Да еще куратор секции массовых коммуникаций напомнил о низкой подготовке и невежестве журналистов, но эта тема стара как мир. Вообще некоторые дискуссии форума изначально не вели ни к чему. Вот на одном пленарном заседании обсуждают, сколько еще проживет бумажная книга, а на другом в который раз топчутся на теме меценатства. Не слишком новаторская повестка.
Но если в прошлом году форум сочился политизированностью, и среди его спикеров значились Николай Стариков и Сергей Кургинян, то в этом все было, скорее, нейтрально. Правда, организаторы по-прежнему пытаются внушить всем идею о международной значимости этого события. Было заявлено, что по политическим причинам отказов от стран-участников не поступало. Хотя в списке иностранных министров культуры, посетивших форум, очень мало европейцев. Но это ничего, у нас теперь иная ориентация.
Президент Владимир Путин форум тоже посетил, но как бы между делом. Формально закрыл год литературы в России и открыл год кино. Произнес протокольную речь и умчался. Первое лицо государства явно не рассматривало форум как площадку для громких заявлений. Видимо, того же мнения придерживались и другие официальные лица. И из-за тотального отсутствия каких-либо культурных сенсаций одной из самых цитируемых новостей с форума стало, например, заявление Владимира Познера о том, что Петербург является одним из самых нетолерантных и недемократических городов. Или вот министр Мединский произнес целую отповедь о ленивых российских журналистах, которые чуть ли не убили жанр расследования. В ответ журналисты спросили у него о том, что он делал на открытии отеля в Греции, доля в котором, по данным расследования ФБК, принадлежит одному из сыновей генпрокурора Юрия Чайки. Мединскому пришлось объясниться.
Кстати, на той же дискуссии было объявлено, что министр, судя по анализу прессы, является главным ньюсмейкером в сфере культуры. Что немного печально. А еще печальнее, что только 5% материалов отечественных СМИ посвящены культурным темам, а к последним зачастую причислены светские хроники. Очень актуально в этом смысле прозвучали слова Бориса Эйфмана о том, что наше будущее должны строить не только политики и экономисты, но и деятели культуры. Думаешь: ладно, экономика у нас катится в пропасть, но искусство же так просто не убьешь! А потом приходишь на дискуссию форума и видишь ведущую, которая с серьезным лицом рассуждает о том, что главным трендсеттером в области культуры является Владимир Путин. И становится как-то тревожно.
Софья Мохова
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/piter/2015/12/17/1472414.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий